Милый лжец

Ложь на нашей планете возникла одновременно с появлением Человека Разумного, а точнее, когда это двуногое прямоходящее существо в совершенстве овладело членораздельной речью. С тех пор обман сопутствует нам непрерывно. Но почему, собственно, мы так много врём? Врагам и друзьям, знакомым и незнакомым, родным и близким и даже самим себе. Вопрос, конечно, почти риторический, но отнюдь не бесполезный. Во всяком случае, психологии обмана посвящено немало научных работ.

Пытаясь в этом разобраться, прежде всего, скажем, что способности человека к обману сугубо индивидуальны и простираются широким диапазоном от патологической правдивости ("он совершенно не умеет врать!") до столь же патологической лживости ("ни одному его слову верить нельзя!").

Российский ученый Юрий Щербатых дает следующую классификацию обмана:

Обман ради извлечения выгоды с нанесением вреда обманутому. Ярчайший представитель обманщиков этого типа - Сергей Мавроди со своим "МММ".
Обман ради выгоды без нанесения вреда. Вот пример: "Я опоздал на работу, потому что у меня скончалась любимая тётя", - вдохновенно врёт начальнику нерадивый подчинённый. Обман без очевидной выгоды. Действительно, соврать можно и просто из вредности и зависти: "Она красавица? Ты с ума сошёл! Разве ты не знаешь, что у неё парик и накладной бюст?!"
Обман из благих побуждений - так врач успокаивает неизлечимого больного, политик обещает лечь на рельсы, а муж клянётся никогда больше не изменять супруге. Наконец, обман, не приносящий ни очевидной, ни скрытой выгоды никому - если, конечно, не считать собственного удовольствия. К этой категории обмана (или самообмана) относятся безобидные мечты и фантазии, в которые каждый из нас пускался хоть раз в жизни.

МАЛЕНЬКИЕ ЛГУНИШКИ

Врачи дифференцированно подходят к проблеме детской лжи, считая, что это не какая-то особая болезнь, а чаще всего крайний вариант здоровой детской психики. Ребёнок, чтобы привлечь к себе внимание, часто стремится приукрасить свои достоинства или выдумать их. Эмоционально незрелые, инфантильные личности с гипертрофированным честолюбием и самолюбием лгут в стремлении выделиться, вызвать восторг окружающих. Они страдают трудноисправимой лживостью, которая ограничивается преувеличением своих достоинств. Чаще к такому роду лжи прибегают девочки. Большинство из них по мере созревания избавляются от этого недостатка.

Ложь может быть своеобразной реакцией протеста и средством компенсации физической или психической ущербности.

Лишь в редких случаях детская лживость является патологической и нуждается в лечении. Однако нужно помнить: то, что является нормой для одного возраста, может стать патологией для другого. Выдумки и фантазии характерны для маленьких детей, но в некоторых случаях склонность к лжи может зафиксироваться, и ребёнок привыкает лгать.
Склонность к лжи может появиться в подростковом периоде и связана с особенностями психики подростка - обострённым стремлением к самостоятельности, сложными мечтаниями, критическим отношением к близким.

"ИЗ ЛЮБВИ К ИСКУССТВУ"

Впрочем, классифицировать лгунов можно ещё проще: одни врут совершенно сознательно, потому что их вынуждают обстоятельства или жжёт корысть, другие - потому что не врать просто не могут. Ложь у некоторых детей и подростков с элементами психического инфантилизма превращается в самоцель. Эти патологические лжецы - совершенно особая категория. Они могут получать личную пользу от своего обмана, а могут и не получать, но заранее о выгоде никогда не думают. Их ложь - такой же органический процесс, как естественные отправления. Они лгут "из любви к искусству".

Псевдология - патологическая склонность ко лжи, наверное, самый интересный объект исследования психологов и психиатров. Это странное качество может проявляться в очень раннем возрасте. Когда юное существо, едва научившееся выговаривать слова, глядя в глаза родителей безмятежным чистым взглядом, громоздит чудовищное и нелепое враньё, бабушки хватаются за сердце, матери за голову, а отцы за ремень.

ГЛЯДЯ НА СТАРШИХ…

Пример обмана для детей чрезвычайно заразителен. Поэтому не столько сам ребёнок виноват в своей лживости, сколько окружающие его люди. Ребёнок охотно копирует не только поведение родителей, но и их этические установки. Лживость культивируется в ребёнке, а ее "необходимость" объясняется различными мотивами. Но одновременно с лживостью в ребёнке воспитывается цинизм, подозрительность, неуважение к людям и т.п. Из таких детей нередко вырастают духовно опустошённые, расчётливые, несчастливые люди.

До сих пор современная психология и психиатрия не имеет четкого представления о причинах патологической лжи. Специалисты условно сходятся на том, что в её основе могут лежать и наследственные психогенные факторы, и признаки психических аномалий, а также индивидуальные особенности развития в определённом возрасте. Известный российский психолог профессор Вадим Петровский определяет патологическую ложь как проявление сложившейся в детстве демонстративной и в то же время психопатической личности, добивающейся таким способом иллюзорного удовлетворения нереализуемых потребностей. Преодолеть это способ поведения уговорами нельзя, нужна поддержка психотерапевта.

"ФАНТАЗЁРЫ"

Иногда за ложь принимают бредоподобные фантазии, когда ребёнок углубляется в свои переживания, отрывается от реального мира, уходит в причудливый мир перевоплощений, фантазий, стремлений.

Своевременная коррекция и лечение у специалистов по большей части достигают положительного результата, если к тому же родители в отношениях с ребёнком занимают совершенно жёсткую позицию. Такая позиция должна быть основана отнюдь не на "ремнетерапии", а на стимулировании правдивости, создания и закрепления устойчивого поведенческого рефлекса: "Правда-хорошо!" Этот момент настолько важен, что не лишним будет повторить: не "Ложь-плохо!", а именно: "Правда-хорошо!" В любом случае работа с детьми должна быть длительной, а главное - тактичной.

Впрочем, оставим патологию. Как уже было сказано, способность к обману индивидуальна. Воспитание, родительский пример, влияние окружения - каждый из этих факторов представляет собой отдельный кирпичик в основании формирования личности. Для ребёнка обмана не существует, потому что он всё принимает как истину. И то, что мы принимаем за ложь ребёнка, вовсе не ложь, а фантазия, в которую он сам истово верит больше всех на свете. Не дай бог родителям неосмотрительно рушить детские фантазии!

ЛОЖЬ - ЖЕНСКОГО РОДА?

Интересно бы узнать, кто же врёт больше: мужчины или женщины? Этот вопрос обсуждается очень давно и серьёзно, он остаётся открытым и, как полагают специалисты, таковым пребудет вовеки. На него нет ответа по причине огромных, но вполне естественных различий в мужской и женской психологии. Писатель Владимир Курбатов однажды иронично, но очень точно подметил, что "...более девяноста процентов информации человек получает с помощью зрения. Но это верно, лишь когда имеешь дело с чем угодно, кроме женщины. Имея дело с женщиной, получишь столько информации, сколько отведено ею в данном случае".

Даже обманывая, женщина, как правило, совершенно убеждена, что действует во благо того, кого обманывает. Действительно, женщины менее искренны в словах, чем мужчины, зато намного более правдивы в поступках - в этом и заключается разница между полами в категории "правда-ложь" - разница, которую констатирует психологическая наука.

КАК ПОМОЧЬ МАЛЫШУ

В процессе ликвидации у ребёнка склонности к лживости, необходимо всегда учитывать его личностные особенности. Так, инфантильные дети больше поддаются внушению; честолюбивые легче перевоспитываются, если обращаться к их самолюбию и чувству собственного достоинства; застенчивые лгунишки требуют осторожного и в то же время решительного подавления в них лживости.

ПОДРОСТКОВАЯ ЛОЖЬ

Гораздо более серьёзные проблемы возникают у родителей, когда они понимают, что их повзрослевший ребёнок постоянно говорит неправду. Да и причины подростковой лживости другие, чем у детей младшего возраста. Иное, чем у взрослых, видение мира и переживание подростком невозможности что-либо объяснить взрослым нередко ведет к проявлениям подростковой лжи. Она связана с тем, что сам подросток ещё достаточно плохо осознает реальные мотивы своего поведения; он как бы чувствует внутреннюю правоту своих поступков, но не имеет слов для того, чтобы это объяснить другим. Отсюда, кстати, и аффективные вспышки, внезапная замкнутость, уход в себя в ответ на просьбы родителей и учителей объяснить причины своего поведения. Подобные случаи сегодня не менее часты, чем ложь, вызванная боязнью наказания.

Очень часто подростки лгут потому, что компания сверстников ждет от них каких-то одних решений и поступков, а взрослые требуют совершенно других. И приоритеты, как правило, смещаются в сторону сверстников, которые, как известно, очень значимы для подростков. Нравится это родителям или нет, но по мере взросления ребёнка в его жизни всё более значимую роль начинают играть сверстники. И с этим приходится считаться.

В одном исследовании, которое психологи проводили с детьми и их родителями, обеим группам было предложено оценить некоторые утверждения. Результаты показали, что мнения подростков и родителей в чем-то схожи, а в чём-то разительно отличаются. Например, с высказыванием: "Подростки более всего заняты выяснением и построением своих отношений с другими людьми. Дружба - главное, что характеризует их в жизни" - согласились большинство подростков, но очень мало взрослых. А высказывание: "Подростки постоянно думают о том, как их оценивают другие люди" - считают справедливым и те, и другие. Зато с утверждением: "Подростки перенимают взгляды, манеры своей компании; стесняются быть "не как все" - очень неохотно соглашаются подростки, но почти все взрослые считают его верным. Отсюда можно сделать вывод, что взрослым следует тактично и с пониманием относиться к подростку, который стремится и быть независимым, и в то же время принадлежать к группе своих сверстников. Дружба и понимание товарищей для подростка - важные, определяющие поведение моменты в их жизни.

В сущности, воспитание честности в подрастающем поколении не такая уж сложная задача, успешно решаемая без малейшего участия психологов в миллионах и миллионах нормальных семей. Живи "не по лжи", доказывай и показывай, что правда всегда выгоднее; что ложь, как и любой грех перед обществом, рано или поздно обернётся возмездием.

Источник: МамаПапаЯ