Как выжить частнику в сельском хозяйстве?
Опубликована: 02.09.2007 00:00:01

Статистика утверждает, что Россию, по сути, кормят частные хозяйства — они выращивают более 80% овощей и производят около 50% мясомолочной продукции. Но селяне показывают высокие результаты «вопреки», а не «благодаря». Поможет ли им государство?
В отличие от крупных агропромышленных комплексов, которые в начале 90-х либо обанкротились, либо резко снизили обороты, частники сумели найти свою нишу в новых экономических условиях. 

Торговать негде
Многие готовы производить больше, однако не уверены, что сумеют реализовать свой товар. Куда селянам податься со своим урожаем? В ближайший маленький городок? Так там и спрос маленький. А в крупные города им не пробиться — там своя торговая мафия.

У производителя должна «болеть голова» только о том, как произвести, а не о том, как продать. К примеру, в той же Америке есть аукционы, где частник может продать скот, и фирмы, чьи представители утром подъедут к его коровнику и заберут молоко. У нас же действует стихийный рынок сбыта — перекупщики сами ездят по деревням. Но их мало, а отсутствие конкуренции делает закупочные цены грабительскими.

С кредитами опоздали
И всё же главный фактор, тормозящий развитие личного подворья в России, — демографический. Во многих сёлах и деревнях осталось одно пожилое население, которое физически не в силах использовать блага в виде обилия лугов и пастбищ и даже кредитов, которые даёт нацпроект АПК. Сегодня несложно получить до 30 тыс. руб. для покупки скотины. В Костромской, Новгородской, Тверской областях я часто наблюдала сцену, как бабулек приглашают в сельсовет и буквально навязывают им этот кредит: возьми, хоть корову купишь. А они не хотят: самим тяжело, да и кому они её потом передадут? Дети-то давно в городе.

Те же, кто в состоянии выращивать скот, отказываются от кредитов по другой причине: для большой суммы нужны поручители. А где их взять на селе? Банки требуют землю или дом в залог. Но крестьянин на это никогда не пойдёт.

Каждый за себя
Мешает и чудовищно низкая организация рабочего процесса в нашем хозяйстве. Например, в Америке я наблюдала, как 64-летний мужчина в одиночку содержал 100 (!) голов скота. Сам их пас, а на небольшом участке выращивал корма. Из техники у него были трактор и грузовичок-трейлер. Два раза в год он отвозил своих бычков на аукцион. У нас на эти 100 голов скота пришлось бы 10 рабочих и полная неразбериха.

В Америке большинство коров дают по 10 т молока в год. А в России — всего по 3 т. Потому что животные неухоженны, кормов не хватает, пастух пьяный, доярка может не выйти на работу, а ветеринара нет — сбежал в город от такой жизни и т. д.

Всё это тянется из советского прошлого, когда в людях пытались вытравить чувство хозяина, собственника. Село не выживет без моральной поддержки.

По уму, частников следовало бы кооперировать. Казалось бы, почему не купить на 10-20 человек в рассрочку трактор и пахать по очереди? Но у нас объединяют только садовые товарищества. И то лишь для того, чтобы налог вовремя собрать.