Пятый приоритетный национальный проект России
Опубликована: 29.08.2007 19:27:00

Заместитель министра юстиции РФ Алу Алханов представляет свой взгляд на события в кавказских республиках, рост ксенофобии и борьбу с терроризмомВ последнее время индикаторы общественного мнения в виде социологических опросов, публикаций в СМИ, обращений граждан показывают рост ксенофобских настроений среди определенной части населения. Причем характерным для них является то, что бытовые и экономические конфликты граждан все чаще приобретают этническую окраску. Наглядным и достаточно громким проявлением этих негативных тенденций стали конфликты в Кондопоге, Ставрополе, Москве и в ряде других регионов Российской Федерации. Благодаря оперативным действиям органам власти удалось их локализовать и выйти из этих ситуаций с минимальными издержками. Но вместе с тем, нельзя не отметить, что этот всплеск националистических настроений, внешне странный на фоне успехов в социально-экономическом развитии, государственном строительстве и в борьбе с терроризмом, имеет свои причины и логику развития.
Первое, мы недостаточно работаем над тем, чтобы укреплять и развивать духовное единство народа, на базе объединяющих нас моральных ценностей, которые, как отметил Президент России В. Путин в Послании Федеральному Собранию: «… такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность».

Во–вторых, государственные структуры и органы местной власти не всегда и далеко не везде эффективно реагируют на действия преступных этнических группировок, пытающихся взять под контроль важнейшие сферы жизнедеятельности населения.

В–третьих, деятельность государственных структур и муниципальных органов, отвечающих за вопросы реализации миграционной политики, пока еще не соответствует масштабам и сложности накопившихся проблем.

В–четвертых, в связи с приближением выборов Госдумы РФ отдельные политики и депутаты «паразитируют» на реальных проблемах и пытаются разыграть «национальную карту» для достижения популярности и власти.

В–пятых, ксенофобия как общественное явление в той или иной форме присутствует везде, где есть представители различных этнических групп и рас, в том числе и в развитых западных странах. Поэтому главное в этом направлении – знать настроения граждан, глубину существующих проблем и принимать решительные, в тоже время выверенные меры для обеспечения мира и стабильности в любом уголке нашей страны. Каждый российский гражданин, независимо от национального происхождения, языка, вероисповедания, где бы он не находился - в Москве, в Грозном или на Сахалине, везде должен себя чувствовать комфортно и уверенно.

В связи с этим следует обратить серьезное внимание на один из источников социальной напряженности - процесс сокращения численности русского населения в целом ряде субъектов Российской Федерации. Особенно сильны такие тенденции в республиках Северного Кавказа. Здесь, по данным экспертов Российской академии наук, в период между двумя переписями (1989 – 2002 гг.) доля русских в общей численности населения сократилась с 26 % до 15%. В том числе в Адыгее с 68 % до 65 % , в Дагестане с 10% до 5%, в Ингушетии с 10% до 1%, в Кабардино-Балкарии с 32% до 25%, Карачаево – Черкесии с 42% до 34%, в Северной Осетии – Алания с 30% до 23%, в Чеченской Республике с 25% до 4%.

Отток русского населения привел к резкому ухудшению положения в социально – экономической и духовной сферах и продолжает оказывать отрицательное влияние на общее положение дел в регионах. Ведь исторически русские были становым хребтом государства, фактором мира и стабильности, связующей «конструкцией» народов, населяющих Северный Кавказ. Кроме того, в геополитическом измерении исход русских несет в себе серьезные угрозы безопасности южным рубежам страны и подрывает конституционный принцип территориальной целостности российского государства.

Руководство республик Северного Кавказа правильно оценивает сложившуюся ситуацию и принимает меры, чтобы устранить причины миграционного оттока и создать благоприятные условия для возвращения русского населения к местам их прежнего проживания. Очень много сделал для этого первый президент Чеченской Республики А.Кадыров, при котором были сформированы, отвечающие федеральному законодательству принципы национальной политики. Именно при нем, несмотря на послевоенную разруху, началось постепенное возвращение русских и русскоязычного населения в республику. Также заслуживает высокой оценки деятельность президента Республики Ингушетия М. Зязикова, по инициативе которого в 2005 году впервые в России был принят республиканский закон о возвращении и обустройстве русскоязычного населения, ранее проживавшего в Ингушетии. Разнообразные, проверенные временем, положительны формы работы по разрешению этой проблемы, сложились и в других северокавказских республиках.

Под их влиянием произошел глубокий позитивный перелом в общественном сознании местного «титульного» населения в оценке «русского фактора» на Кавказе.

Вместе с тем, очевидно, что собственных сил регионов недостаточно для решения столь сложной и масштабной задачи: остановить отток и добиться возвращения десятков тысяч русского и русскоязычного населения к местам своего прежнего проживания. В такой обстановке должна резко возрасти координирующая роль федерального центра, подготовлена соответствующая законодательная база и выделены целевые материально – технические ресурсы.

От этого во многом будут зависеть, как быстро и успешно будут осуществлять такие проблемные вопросы, как пресечение дискриминации по национальному признаку, обеспечение безопасных условий проживания, создание рабочих мест, выделение жилья и представительство русских и русскоязычного населения в местных органах власти. Нет никаких сомнений в том, что по степени приоритетов эта задача должна решаться на уровне пятого национального проекта России. Сегодня от нее зависит не только социальное самочувствие населения Северного Кавказа, но и всего российского общества. Поэтому важно не упустить момент, использовать благоприятную обстановку в стране для решения ключевой государственной задачи. Многовековая история нашего отечества дает немало примеров успешного решения такого рода крупных проблем. Возможно, стоит внимательно присмотреться к советскому опыту возвращения депортированных народов к местам прежнего проживания. Немало ценного есть в прозвучавших недавно инициативах руководителя Общественной Палаты РФ академика Евгения Велихова, предложившего превратить город Грозный в один из центров традиционного культурного влияния России на Северном Кавказе. Помимо этого, было бы целесообразным включить в перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти республик Северного Кавказа (Российской Федерации), в качестве основного - численность русских и русскоязычного населения, вернувшихся в места прежнего проживания. В обобщенном виде можно смело сказать, что, только защитив интересы русского населения северокавказских республик можно сохранить мир и стабильность на юге России, обеспечить единство и территориальную целостность нашего государства.

Алу Алханов, заместитель министра юстиции РФ